top of page

Роман Айвазян

ARTIST STATEMENT

Роман Каренович Айвазян художник, Aivazian Foundation

Искусство, страсть к рисованию красками живёт во мне с детства, сколько себя помню. И с детства же поселилось в душе упрямство, нежелание подчиняться правилам, и стремление выражать своё, личное восприятие окружающего. Поэтому всегда было трудно. Трудно учиться в рамках академических канонов, сдавать курсовые работы на пятерку, а значит, делать так, как нравится другим. Меня всегда буквально распирали какие-то свои, внутренние художественные образы, конечно же мало кому понятные, но по счастью среди моих педагогов были один или два, которые меня понимали, поощряли, хвалили. И именно они сделали из меня художника, не дали сломать.

 

Теперь я понимаю, что это были люди, которые, как и я, не принимали коммерческого в искусстве, горели его развитием, его живым движением, и за это я им благодарен.

 

Для меня написать картину — значит выплеснуть из себя какой-то сгусток эмоций, внезапно поднявшуюся, никогда до конца не сформированную волну чувств, внезапно, как фотовспышка, отобразившуюся в форме. Важно успеть. Часто образы ускользают, снова возвращаются, опять ускользают. Это и есть пресловутые муки творчества, изнуряющие, раздражающие, часто приводящие в тупик, из которого приходится выбираться через череду неудач.

 

Не могу похвастаться, что часто бываю доволен собой. Иногда кажется: да, эта работа удалась. Но должно пройти много времени, прежде чем позволишь себе укрепиться в этом чувстве. Это редкость. И так же не могу сказать, что конкретно меня вдохновляет. И всё вокруг, и ничего конкретно. Конечно, и природа, и окружающая грация, и цвет, но только опосредованно. На самом деле вдохновение — это как болезнь, как необъяснимый зуд, возникающий внутри: в голове, в теле, в руках; когда ничего не поможет — только кисть в руке и краски на палитре.

 


«Вот, пожалуй и всё, что я могу сказать», — как говорил мой любимый наивный Форрест Гамп. Искусство, вдохновение и его плоды трудно поддаются объяснению.

 

Своими картинами я обращаюсь непосредственно к чувствам тех, кто будет на них смотреть, чтобы через эти чувства они восприняли мою энергию, которую я пытаюсь вложить в своё творчество, и не могу иначе.

 

Ваш Роман Айвазян, много раз пытавшийся сложить кисти в моменты творческих кризисов, но так и не преодолевший врождённой тяги к неповторимому запаху масляных красок.

Роман Каренович Айвазян

Художник, скульптор

БИОГРАФИЯ

Роман Каренович Айвазян родился в 1960 году в Тбилиси в армяно-русской семье. Яркая природа Закавказья и глубоко православное мировоззрение растившей его русской бабушки легли в основу его восприятия окружающего мира. Роман начал рисовать с раннего детства и, взрослея, не забросил это занятие. В возрасте десяти лет он посетил выставку тбилисской художницы Ирины Григорьевны Федосовой. Мальчика впечатлили увиденные работы, и он попросил Ирину стать его учителем живописи. В будущем художник назовет Ирину Федосову своим главным учителем, наставником и единомышленником в профессии.

Роман окончил Тбилисскую художественную школу, после чего, недобрав один балл для поступления в Тбилисскую академию художеств, отправился служить в армию на территории ГДР. Во время службы в армии Роман много занимался оформлением и росписью помещений воинской части по просьбе командования: уже тогда его творчество привлекало внимание зрителя. Руководство военной части настоятельно рекомендовало Роману остаться на сверхсрочную службу, гарантировало обучение в Берлинской Академии Изящных Искусств. Однако из-за тяжелой болезни отца Роман вернулся в Тбилиси и провел с ним последний год его жизни.

Обучение мастерству было продолжено через год, уже в Москве в Академическом художественном училище памяти 1905 года у таких мастеров, как Чербаджи, Шелегеда, Липкинд. В академии Роман Айвазян имел репутацию яркой индивидуальности, обладающей готовым собственным почерком, смелым и мощным.

 

После академии художник много работал творчески: в Москве, в Тбилиси, где принимал участие в выставках, был принят в Союз художников, тогда еще в Советском Союзе. Но Московская жизнь и энергия наступившей перестройки уже захватили мысли Романа, так что он вернулся жить и работать в эпицентр новой волны русского авангарда.

 

А в Москве кипел знаменитый Арбат —  символ свободы, обновления и в полном смысле Цитадель всех искусств. Тогда, в середине 80-х, Арбат был средоточием истинного, вырвавшегося на свободу искусства, мощного, свободного, альтернативного замшелому соцреализму с его портретами вождей и передовиков производства.

Арбат того времени был золотой нитью, протянувшейся от остановленного на лету великого русского авангарда 20-х годов. Эта нить соединила прошлое и современное российское искусство, свободное от идеологических пут. Это было время невероятного всплеска интереса к русскому авангарду, к советскому и постсоветскому нонконформистскому искусству со стороны любителей и ценителей всего мира.

 

Повышенный интерес к современному искусству того времени привел к всплеску продаж, выставок и интересных знакомств. Живопись и графику покупали, люди были вдохновлены надеждами на обновление, освобождение, им хотелось необычности и новизны.

Директор одного Подмосковного завода, увидев творчество Романа Айвазяна, предложил ему мастерскую, в которой художник впоследствии долго и плодотворно работал. В мастерскую приезжали покупатели, здесь проводились частные просмотры, а иногда и посиделки с друзьями-художниками. 

 

Трудно подсчитать точно, но более двухсот работ художника, графика, скульптора Романа Айвазяна, выполненных в разной манере и технике, разбрелись по миру, по частным коллекциям и галереям. Проследить их путь невозможно, да, наверное, и не нужно. Главное, чтобы они кого-то радовали.

 

Что касается выставочной деятельности, то Роман Айвазян - индивидуалист. Он продолжает работать в тиши загородного дома, изрядно удаленного от Москвы. Как и у всякого мастера, плодотворные и активные периоды творчества сменяются периодами кризисов, застоев и мучительного творческого поиска. В 90-е годы у Айвазяна было две персональные выставки в Москве и несколько выставок в составе творческих групп в городах России, а также персональные выставки в Базеле и Цюрихе. Ряд работ участвовал в аукционах Fischer и Koller.

С 2015 года галереей Ozone Gallery, представляющей художника, были организованы выставки его работ в галереях в Милане, Мюнхене, Москве, Афинах, Баденвайлере и Кольмаре.

Auctions

 

Fischer 

2010-2012

http://www.fischerauktionen.ch/UserData/Katalog_122062_00.pdf  

http://www.artnet.com/artists/roman-k-a%C3%AFvasian/past-auction-results

 

Koller

2007

(Cavalière 59.06 x 39.37 in Oil 5,018 USD)

http://www.blouinfairs.com/artists/223414-roman-k-aivasian

http://www.artvalue.com/artist--aivasian-roman-k-1960-russia-143169.htm

 

Exhibitions

 

House of Artists, Moscow, Russia 1989

SKO Exhibition Hall Mira Avenue, Moscow, Russia 1990

Galerie Bodenschatz, Basel, Switzerland 1991 

Atelier Alen Gallery, Parallax Art Fair, London, UK 2015

Clickart Gallery, Milan, Italy 2016

Galerie am Maxmonument, Munich, Germany 2016

Clickart Gallery, Milan, Italy 2018

Galerie am Maxmonument, Munich, Germany 2017

ArteVisione Gallery, Athens, Greece 2019

Museo Scalvini, Desio, Italy 2019

Galerie Bruel, Badenweiler, Germany 2020 

Ozone Gallery, Badenweiler, Germany 2021

Ozone Gallery, Athens, Greece 2021

Vinetart in collaboration with Ozone Gallery, Colmar, France 2022

Tapan Museum, Moscow, Russia 2023 - on view

bottom of page